Сообщение: 596
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Россия
Репутация:
3
Отправлено: 27.07.10 13:15. Заголовок: ЧЕЛОВЕК - МАКРОКОСМ
Хочу спросить у думающих - какие есть мнения? Забросив по причине жары все дела, которые требуют труда, читаю то, что увлекает. Сегодня это книга А. Кураева "Дары и анафемы". Сейчас читаю главу "Как человек стал больше мира". Это о том, что человек - это макрокосмос в микрокосмосе. Вроде бы парадоксально, да? Но вот пояснения на эту тему о. А. Кураева:
" Христианство позволило людям иначе взглянуть на самих себя. Важнейшая перемена в человеческом самопонимании связана с тем, что христианство отказалось от одного, казалось бы, самоочевидного тезиса языческой философии. С точки зрения язычества человек — часть природы, «микрокосм». Человек — это «микрокосм», малый мир в мире большом — «макрокосмосе». Свящ. Павел Флоренский эту мысль выразил так: «Человек — это сокращенный конспект мироздания» . Микрокосмос — это маленькая действующая модель вселенной. На этом убеждении строится астрология и алхимия, китайское иглоукалывание и тибетская медицина… И разве можно считать иначе? Вон и поныне даже популярные песенки поют – «Мы – дети Галактики» (нисколько, впрочем, не задумываясь над тем, знает ли Галактика о том, что у нее появились дети)… Действительно, ведь в человеке есть все, что есть в мире... «Само сердце — малый сосуд, но там есть все», — говорит преп. Макарий Египетский . Но этого мало сказать о человеке. Христианство смогло пойти наперекор очевидности. Византийские богословы возвестили, что человек скорее есть «макрокосм», помещенный в «микрокосм». «Человек — великий мир в малом» (Свт. Григорий Богослов) , то есть, если вернуть переводу греческое звучание, — «макрокосм в микрокосме». И точно так же будет говорить спустя тысячу лет святитель Григорий Палама: «Человек — это большой мир в малом, является средоточием воедино всего существующего, возглавлением творений Божиих» . В этом величайший православный оптимист (а разве не предельный оптимизм — убежденность святителя Григория Паламы в том, что мы можем прикоснуться к самому Богу, к Его нетварному Свету?!) единодушен с самым большим пессимистом Ветхого Завета — Экклезиастом. «Все соделал Он прекрасным и вложил мир в сердце их», — говорит Экклезиаст о вселенной , вложенной в сердце каждого человека (Эккл. 3,11).
Человек – макрокосм потому, что вбирая в себе все, что есть в мире, он несет в себе еще нечто, чего весь мир вместить не может и чего не имеет: образ Божий и Божественная благодать, благодатное Богосыновство, разум, личность, совесть…. «Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил успокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, т.е. служебных духов» .
Свт. Григорий Нисский также вступает в полемику с язычниками по этому вопросу: «Язычники говорили, что человек есть маленький мир (микрокосм), составленный из тех же стихий, что и всё. Но, гром-ким этим именем воздавая хвалу человеческой природе, они сами не заметили, что почтили человека свойствами комара и мыши. Ведь и комар с мышью суть слияние тех же четырех стихий... Что ж великого в этом — почитать человека подобием мира? И это когда небо преходит, земля изменяется, а все содержимое их преходит вместе с ними, когда преходит содержащее? Но в чем же, по церковному слову, величие человека? Не в подобии тварному миру, но в том, чтобы быть по образу природы Сотворшего» (Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека, 16). Посему и советует святитель Василий Великий: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою» . Человек возвышается над миром потому, что не все в человеке объяснимо из законов того мироздания, в которое погружено наше тело и низшая психика. Не все в нас родом из мира сего. А потому не все имеет общую с ним судьбу. Оттого «я никак не проповедую языческое единение с природой, впитывания в нее. Природа смертна — мы ее переживем. Когда погаснут все солнца, каждый из нас будет жить» . «Как поразительно жить среди богов, зная, что самый скучный, самый жалкий из тех, кого мы видим, воссияет так, что сейчас мы бы этого и не вынесли; или станет немыслимо, невообразимо страшным… Вы никогда не общались со смертным. Смертны нации, культуры, произведения искусства. Но шутим мы, работаем, дружим с бессмертными, на бессмертных женимся, бессмертных мучаем и унижаем» . «Церковь переживет вселенную… Мы сохраним в вечности свою сущность, вспоминая галактики, словно старые сказки» .
Это то самое в христианстве, что еще во II в. языческий собеседник Минуция Феликса определил как самое абсурдное: «Двукратная нелепость и сугубое безумие — возвещать гибель небу и звездам, которые мы оставляем такими же, какими застали, а себе, умершим, сгинувшим, которые как родимся, так и погибаем, обещать вечную жизнь!» (Минуций Феликс. Октавий. 11). Столетием позже величайший греческий языческий философ Плотин бросал христианам тот же упрек: «Вот что абсурдно: эти люди, имеющие тела, какие обычно есть у людей, с душой, наполненной желаниями, скорбями, гневом, претендуют на контакт с умопостигаемым; но если речь идет о солнце, то они отрицают, что это светило обладает силой гораздо более свободной от страсти, чем наша. Они думают, что даже самые злые люди имеют бессмертную и божественную душу, а целое небо, с его звездами, бессмертной душой не обладает!» (Плотин. Эннеады. 2,9,5,1-10). Но христиане с древности и по сю пору убеждены в том, что люди, все мы, каждый из нас — бессмертнее мира, старше мира. Старше не потому, что созданы раньше вселенной, а потому что люди избраны Богом и замыслены Им как носящие право первородства во вселенной: «До сотворения космоса были мы рожденные в Самом Боге по причине того, что нам предстояло возникнуть» (Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 1, 6, 4). И потому в XVII в. Паскаль мог воскликнуть: «Человек — всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но это тростинка мыслящая. Не нужно ополчаться против него всей вселенной, чтобы ее раздавить; облачка пара, капельки воды достаточно, чтобы его убить. Но пусть вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что умирает, и знает превосходство вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает» (Паскаль Б. Мысли. 200 [347]). А в ХХ в. Николай Бердяев в полемике с марксистами заметил, что лишь с точки зрения марксистов человек есть часть общества . Для христианина же общество есть частица человека, ибо в человеке и в самом деле многое определяется его социальным происхождением, статусом, социальным опытом. Но человек не сводится ко всем влияниям на него — ни из прошлого, ни из окружения. Та же интуиция сказалась и в полемике Вяч. Иванова с М. Гершензоном о соотношении веры и культуры. «Мне же думается, что сознание может быть лишь частию имманентным культуре, частию же трансцендентным. Человек, верующий в Бога, ни за что не согласится признать свое верование частью культуры; человек же, закрепощенный культуре, неизбежно сочтет последнее за культурный феномен» . Даже Герцен понимал, сколь обязана его либеральная философия христианству: «Лицо человека, потерянное в гражданских отношениях древнего мира, выросло до какой-то недосягаемой высоты, искупленное Словом Божиим. Личность христианина стала выше сборной личности города; ей открылось все бесконечное достоинство ее - Евангелие торжественно огласило права человека, и люди впервые услышали, что они такое. Как было не перемениться всему!» . Увы, и этот христианский дар, который можно резюмировать пушкинским выражением — «самостоянье человека», — снова отвер-гается неоязычниками. Для Блаватской «человек есть микрокосм макро-косма» (то есть маленький мир в большом мире). И Рерихам нечего сказать о человеке, кроме того, что «человек, будучи микро-кос-мом макрокосма, является конгломератом самых различных вибраций (ритмов)» . Люди конца второго христианского тысячелетия устали пребы-вать в той свободе от космических стихий, которую возвестил им Христос. Они снова захотели раствориться в космическом безлич-ностном бульоне.
Сообщение: 597
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Россия
Репутация:
3
Отправлено: 27.07.10 14:12. Заголовок: Я бы другое выделила..
Я бы другое выделила:
цитата:
Но в чем же, по церковному слову, величие человека? Не в подобии тварному миру, но в том, чтобы быть по образу природы Сотворшего» (Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека, 16).
Сообщение: 598
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Россия
Репутация:
3
Отправлено: 27.07.10 14:27. Заголовок: В этой главе все мыс..
В этой главе все мысли такие мудрые и великие, что дух захватывает (выражаясь высоким стилем). Смотрите:
цитата:
"Но христиане с древности и по сю пору убеждены в том, что люди, все мы, каждый из нас — бессмертнее мира, старше мира. Старше не потому, что созданы раньше вселенной, а потому что люди избраны Богом и замыслены Им как носящие право первородства во вселенной: «До сотворения космоса были мы рожденные в Самом Боге по причине того, что нам предстояло возникнуть» (Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 1, 6, 4)".
Отправлено: 27.07.10 16:31. Заголовок: Юлия пишет: а потом..
Юлия пишет:
цитата:
а потому что люди избраны Богом и замыслены Им как носящие право первородства во вселенной:
Выходит, что если в других мирах существует разумная жизнь, то этой жизни - какой бы разумной она ни была - самим Богом предназначено стоять ниже человека? Ведь право первородства во вселенной - за человеком.
Вот за это я и не люблю богословских рассуждений. Потому что все они - от ума, но не от Бога. Если порой богословы и говорят что-то полезное, то такое случается крайне редко. Обычно их рассуждения просто невозможно читать - сплошное мудрствование.
Сообщение: 600
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Россия
Репутация:
3
Отправлено: 27.07.10 18:52. Заголовок: Кевин
Kevin пишет:
цитата:
Вот за это я и не люблю богословских рассуждений. Потому что все они - от ума, но не от Бога
А кто писал "Йогу Васиштху"? Понимаю - нравится индуизм и буддизм. А Кураев писал свою книгу на основе опыта практиков, христианских подвижников - их опыт он и описывает: у него все страницы (!!!) книги перемежаются сносками на этих авторов-подвижников. Не читал - не выноси суждений преждевременно.
Человек – макрокосм потому, что вбирая в себе все, что есть в мире, он несет в себе еще нечто, чего весь мир вместить не может и чего не имеет: образ Божий и Божественная благодать, благодатное Богосыновство, разум, личность, совесть…. «Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил успокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, т.е. служебных духов» .
Григорий Грабовой: - ЧЕЛОВЕК - ЭТО ВЕСЬ ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ МИР ОДНОВРЕМЕННО.
Я НЕ ВИЖУ ВООБЩЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В УЧЕНИЕ ГРАБОВОГО И СВЯТОГО ПИСАНИЯ. Только Григорий более подробно раскрывает и описывает в своём Учение Кто же есть Человек.
Отправлено: 27.07.10 21:44. Заголовок: Юлия пишет: А кто п..
Юлия пишет:
цитата:
А кто писал "Йогу Васиштху"?
Практики. Такие же, как Сирин, Кронштадский, Брянчанинов...
Юлия пишет:
цитата:
Не читал - не выноси суждений преждевременно.
Если бы я не прочитал выложенные тобой отрывки, я бы и не смог ничего комментировать. То есть - комментирую именно прочитанное. Еще конкретнее - фразу о первородстве человека во вселенной. Считаю ее тенденциозной, и мне совершенно безразлично, кто ее написал.
Сообщение: 602
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Россия
Репутация:
3
Отправлено: 28.07.10 09:40. Заголовок: Kevin пишет: Но обы..
Kevin пишет:
цитата:
Но обычно, говоря о какой-то книге, выкладывают ссылку... Типа, правило хорошего тона.
Правила хорошего тона я знаю. Всегда неодобрительно отношусь к текстам без ссылок. В данном случае - неужели непонятно? - ссылка не дана лишь потому, что по каждой ссылке в сети можно скачать, но каждый предпочитает - в "своем формате", я в PDF. Кураев миссионер, все свои книги позволяет скачивать, нет проблем. Сам знаешь.
Отправлено: 28.07.10 14:05. Заголовок: Тогда я выложу ссылк..
Тогда я выложу ссылку. Здесь все книги Кураева, среди них и "Дары и анафемы". Находятся в самораспаковывающемся ехе-файле. Обычно я никогда не запускаю такие файлы - мало ли что в них спрятано? Но Кураеву, думаю, можно верить. Распаковалось все без проблем в doc-файл, антивирусник не ругается.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет