Добро пожаловать на наш форум! Для регистрации кликните по ссылке "Вход-регистрация", введите ник и пароль, поставьте галочку в пустом окошке и нажмите "ОК".
АвторСообщение
администратор


Сообщение: 978
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.10 15:23. Заголовок: КУДА УХОДЯТ ДУШИ ПОСЛЕ...


Вот интересная тема: "Шеол. Куда уходят души и где были праведники?" -
http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=454296.0<\/u><\/a>

Один пост из этой темы:

"Ипполит Римский.

"В преисподнюю, в ад попадают как души грешников, так и души праведников. Но в преисподней есть лоно Авраама для праведников, место для грешников и геенна неугасимого огня для тех грешников, кто будет осужден туда после Последнего суда (в настоящее время геенна пустует). У входа в преисподнюю стоят ангелы под предводительством архангела, которые и распределяют праведников и грешников по их местам. Души праведников на лоне Авраама наслаждаются созерцанием благ и радуются в ожидании еще больших благ после суда Христова, они свободны от всякого зла, страдания, болезней, страстных желаний и общаются с праведными отцами, воспринимая мудрость. Они на том свете узнают многое из того, чего сейчас не знают. Например, теперь Бог сохраняет при Себе тайну происхождения Своего Сына, но Он намерен открыть это святым, которые будут достойны видеть Его Лицо. Теперь мы лишь знаем, что Слово рождено, но Бог "умолчал о самом способе рождения, намереваясь открыть его в определенное время". Такова жизнь душ праведников. Участь душ грешников иная: грешники в преисподней предощущают и созерцают огонь и в страдании ожидают будущего наказания. Христос, по представлению св. Ипполита, сходил душой в преисподнюю для благовествования спасения, а перед ним туда же душой сходил Иоанн Предтеча, чтобы возвестить о Христе. Надо так понимать высказывания св. Ипполита, что только души пророков, мучеников и апостолов не попадали в ад, но удостоились блаженства на небе [3].

Итак, в эсхатологии св. Иринея Лионского и св. Ипполита Римского мы видим попытку дать более подробное описание жизни души после смерти тела и замечаем идею о том, что души праведников после смерти их тел продолжают свое развитие, духовно совершенствуются, воспринимают мудрость, познают вещи творения и узнают многое из того, чего сейчас не знают.

http://zhurnal.lib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/ozhiznidushiposlesmertitela.shtml<\/u><\/a>

(по этой ссылке можно узнать мнения большинства святых Отцов и учителей Церкви по этому вопросу)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]


администратор


Сообщение: 979
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.10 15:24. Заголовок: А вот пост Виталия I..


А вот пост Виталия II:


"Всё, что скажу – всё глубочайшее ИМХО
Цитата: Илья Н.И. от Вчера в 01:09:44
1. Где и в каком состоянии находились ветхозаветные праведники до разрушения врат ада?
Вне времени и пространства. В «неподвижной вечности», но вечности тварной и умопостигаемой.
Там же где сейчас обитают ангелы - «духовные миры», и там же где сейчас обитают ваши собственные мысли – в «мире идей» - в разуме. Где существует разум? К нему слово «где» - не применимо, ибо разум существует иначе, чем «где».
Он существует, несомненно и после смерти, но скорее «как», чем «где». Когда вы спите, то вы видите целый мир, но где он существует? В – вас самих, в разуме вашем. Вот такой же мир существует и после смерти для каждого человека. В некотором роде «сон» - это успение, некоторое пребывание «в самом себе», но в этом «самом себе» существует и «иное». Ибо бывают и вещие сны, в котором являются ангелы, и бесы, а также иные люди. Это – мир субъективного бытия, но в котором все-таки есть «форточка» для иного. Он неподвижен как единица бытия, поскольку существует вне времени и пространства. У него свое «внутреннее» - субъективное время, которое отличается от нашего, и не связанно с движением материи.
Цитата: Илья Н.И. от Вчера в 01:09:44
2. Чем отличается "предвкушение рая", в состоянии которого находится душа, от состояния, описанного в следующем тексте:

Текст, увы, мне не понятен. Я думаю, что душа после смерти не находится в раю, очевидно по той причине , что душа спит. Рай – это объективная реальность подобная материи, это состояние чувственности, точнее: «разомкнутости чувственности» - на «иное» .Когда мы умрем – чувственность наша не исчезнет, но то, что она будет «ощупывать» - есть наша собственная природа т.е. чувственность замкнута на саму себя. Но есть и «иное» ощутить иное можно только если соединиться в своей чувственности с этим, для этого и нужно тело, как та граница которая соединяет и духовное в себе (наш внутренний субъективный мир) – и внешнее, то что есть вне нас, и тем самым наполняет через внешнее внутреннее.
Мы имеем только Царствие Божие, которое «внутрь нас» - мир нашего одновременно субъективно-объективного бытия, в котором мы соединены с Богом через Дух, и пребываем «во сне» в состоянии пронизанности Святым Духом. Но: реальный рай, как что-то вне нас – есть ещё соединение с телом, ибо только тело может вкушать «иное», но не дух".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
админ


Сообщение: 571
Зарегистрирован: 06.03.10
Откуда: Москва
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.10 22:25. Заголовок: Может не совсем в те..


Может не совсем в тему но касательно ее кой-чего нашла -

РАЙ И АД
митрополит Иерофей (Влахос)



"Огонь геенны будет несветлым, будет лишен своего свойства просвещать. А свет праведников будет несожигающим, будет лишен свойства опалять. Это будет результатом различного восприятия действия Божия. Во всяком случае это подразумевает то, что человек будет получать нетварную энергию Божию в соответствии со своим состоянием.

Такое понимание рая и ада характерно не только для преподобного Исаака Сирина и святителя Василия Великого, но это общее учение святых отцов Церкви, которые истолковывают вечный огонь и вечную жизнь апофатически. Когда мы говорим об апофатике, то имеем в виду не то, что святые отцы якобы перетолковывают учение Церкви, рассуждая слишком отвлеченно, философски, но что они предлагают толкование, которое не связано с категориями человеческой мысли и образами чувственных вещей [13]. Здесь очевидная разница между православными греческими отцами и франко-латинянами, воспринимавшими реальность будущего века как тварную [14].

Эту важную истину, которая, как станет ясно, имеет великое значение для духовной жизни Церкви, развивает святитель Григорий Богослов. Он предлагает своим слушателям воспринимать учение о воскресении тел, суде и воздаянии праведникам в соответствии с традицией Церкви, то есть в той перспективе, что будущая жизнь “для очищенных умом есть свет”, подаваемый “в меру чистоты”, и этот свет мы называем Царством Небесным. Но “для слепых во владычественном” (т.е. уме) он становится тьмою, что в действительности есть отчуждение от Бога “в меру здешней близорукости” [15]. То есть вечная жизнь — это свет для тех, кто очистил свой ум, светом она является для них в меру их чистоты. А тьмою вечная жизнь становится для тех, кто слеп умом, кто не просветился в земной жизни и не достиг обожения.

Эту разницу мы можем понять и на примере чувственных предметов. Одно и то же солнце “просвещает здравый взор и помрачает больной”. Очевидно, что виновно не солнце, а состояние глаза. То же самое произойдет и во Второе Пришествие Христово. Один и Тот же Христос “лежит на падение и восстание: на падение неверующим, и на восстание верным” [16]. Одно и То же Слово Божие и сейчас, во времени, и тем более тогда, в вечности, “и по природе страшно недостойным, и ради человеколюбия вместимо для украсивших себя должным образом” [17]. Ибо не все удостаиваются пребывания в одном и том же чине и положении, но один достоин одного, а другой — другого, “в меру, полагаю, своего очищения” [18]. В соответствии с чистотой своего сердца и своего ума люди будут каждый в свою меру вкушать одну и ту же нетварную энергию Божию.

Следовательно, что и по святителю Григорию Богослову, и рай, и ад — это Один и Тот же Бог, потому что каждый вкушает Его энергию в соответствии со своим душевным состоянием. В одном из своих славословий святитель Григорий восклицает: “О Троица, Которой служителем и проповедником нелицемерным быть я удостоился! О Троица, Которая некогда всеми будет познана, одними в осиянии, другими — в мучении” [19]. Итак, Тот же Самый Троичный Бог является для людей и осиянием, и мучением. Слова святителя прямы и недвусмысленны.

Я хотел бы еще упомянуть и святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, который также настаивал на этом учении. Обращаясь к словам Иоанна Предтечи, сказанным им о Христе, “Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Мф. 3, 11; Лк. 3, 16), святитель Григорий говорит, что здесь Предтеча являет ту истину, что люди воспримут соответственно либо мучающее, либо просвещающее свойство благодати. Вот его слова: “Он, говорит (Предтеча), будет крестить вас Духом Святым и огнем, являя просвещающее и мучающее свойство, когда каждый человек будет получать соответствующее своему расположению” [20].

Конечно, это учение, выраженное святителем Григорием Паламой, необходимо рассматривать в совокупности с учением о нетварной благодати Божией. Святитель учит, что вся тварь причастна нетварной благодати Божией, но не одинаковым образом и не в равной мере. Так, приобщение благодати Божией святыми отличается от приобщения ей другими разумными созданиями. Он подчеркивает: “Всё причастно Богу, но святые причастны Ему в величайшей мере и существенно иным образом” [21].

Кроме того, из учения Церкви мы знаем, что нетварная благодать Божия получает различные наименования в зависимости от характера совершаемого ею действия. Если она очищает человека, то называется очистительной, если просвещает его — просвещающей, если обоживает — обоживающей. Также иногда она называется естествотворящей, иногда животворящей, а иногда мудротворящей. Следовательно, вся тварь приобщается нетварной благодати Божией, но приобщается по-разному. Поэтому мы должны отличать для себя обоживающую благодать, которой приобщаются святые, от других проявлений той же самой божественной благодати.

Все сказанное относится, конечно, и к действию благодати Божией в вечной жизни. Праведные приобщатся просвещающей и обоживающей энергии, в то время как грешники и нечистые испытают на себе попаляющее и мучающее действие Божие.

Это же учение мы встречаем и в подвижнических творениях различных святых. Для примера приведем преподобного Иоанна Синаита. Он говорит, что тот же самый огонь называется и “огнем потребляющим, и светом просвещающим”. Имеется в виду святой пренебесный огонь благодати Божией. Благодать Божия, которую люди получают в этой жизни, одних “опаляет ради недостаточности очищения”, других “просвещает в меру совершенства” [22]. Конечно, благодать Божия не будет очищать нераскаянных грешников в вечной жизни, — то, о чем говорит преподобный Иоанн Синаит, происходит в настоящее время. Подвижнический опыт святых подтверждает, что в начале своего пути они ощущают благодать Божию как огонь, опаляющий страсти, а впоследствии, по мере очищения сердца, начинают ощущать ее как свет. И современные боговидцы подтверждают, что чем в большей мере человек кается и в процессе своего подвига получает по благодати опыт ада, тем в большей мере эта нетварная благодать может неожиданно для самого подвижника преобразоваться в свет. Та же самая благодать Божия, которая сначала очищает человека как огонь, начинает созерцаться как свет, когда он достигнет великой степени покаяния и очищения. То есть здесь мы имеем дело не с какими-то тварными реальностями или субъективными человеческими ощущениями, но с опытом переживания нетварной благодати Божией".


http://azbyka.ru/vera_i_neverie/zhizn_posle_smerti/1g64-all.shtml<\/u><\/a>

"Огонь попаляющий" - страшно!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 287
Настроение: бодрое
Зарегистрирован: 09.03.10
Откуда: Украина, Зугрэс
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.10 20:29. Заголовок: Да ладно тебе. Это п..


Да ладно тебе. Это просто устрашение. Никто этого не знает, никто этого не испытал, а рассказываю - аж жуть берёт. Прорвемся, Реджи!

------------------------------
Настоящий кот всегда либо голоден,
либо невыспался ...
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 1017
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.10 12:48. Заголовок: Базилио пишет: Ник..


Базилио пишет:

 цитата:
Никто этого не знает, никто этого не испытал


Здравствуй, Саша!

Ты прав - точно, пока мы здесь! - никто этого не знает, никто не испытал лично из живущих. Но есть святые отцы, которые всю жизнь посвятили Богу, у них были состояния "прозрения о духовном мире", они получали некие знания о том мире (об аде и Рае) уже при жизни, так вот мы и суждение или представление имеем только по их рассказам.



Геенна - это не сковородка, о огнь - не такой, как в нашем материальном мире, это состояние души (так они рассказывают). Одни души будут блаженствовать в Раю, а другие - мучиться без Бога (это и есть их мучение - бытие без Бога). Но сейчас, пока все не воскресли, - находятся всего лишь в ожидании Суда окончательного. При этом - праведники - в хорошем настроении после частного суда, а грешники - в страхе предстоящих мук.


Но это так по православию, где нет реинкарнации, последующего воплощения душ в других телах, в следующей жизни. Но есть, по А. Сурожскому и Исааку Сирину, "уверенность надежды", что Господь всех помилует и спасет. Я в это верю, хотя это и не догма православия.

Саша, но будем надеяться!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 1027
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.10 10:17. Заголовок: Я бы всем порекоменд..


Я бы всем порекомендовала прочитать книгу А. И Осипова (профессор богословия, многими очень любимый) -

"ПОСМЕРТНАЯ ЖИЗНЬ
Беседы современного богослова"


http://www.wco.ru/biblio/books/osip17/Main.htm<\/u><\/a>

Могу привести фрагменты из нее:

"ГДЕ ПРЕБЫВАЕТ ДУША ПО СМЕРТИ ТЕЛА

Что говорит об этом православное предание?

Соприкосновение человека с тем миром нередко начинается уже перед смертью, и душа часто приходит в полное недоумение перед открывающейся ей совершенно иной действительностью. Об этом свидетельствуют бесчисленные факты. Приведу два достоверно известных мне случая.

Мой родной дядя учился в Туле. Получив телеграмму о смерти матери, которая жила в деревне, он срочно отправился домой. Уже глубокой ночью приехал в город Плавск, который находится в 15 километрах от родной деревни. Никакого транспорта нет, идти страшно. Но пошел. И вот, выйдя из города, он вдруг с изумлением отчетливо увидел впереди себя идущую мать. Бросился догонять ее, но безуспешно. Как только он начинал идти быстрее, она точно так же ускоряла свой шаг. И это продолжалось, пока он не дошел до самой деревни, где видение неожиданно исчезло. Так душа матери явилась сыну и ободрила его в трудную минуту жизни.

Другой мой дядя, умирая в полном сознании на глазах у всех нас, родных, вдруг прямо заявил: «Вот пришли двое, вы мне теперь не поможете».

Подобных случаев, поразительных и никакими естественными причинами не объяснимых, бесчисленное множество. Уверен, что почти каждый или слышал, или сам соприкасался с чем-то подобным.

Устойчивая церковная традиция утверждает, что в первые два-три дня после своей кончины (хотя наше время и несоотносимо с той категорией, которую мы называем Вечностью), человек, вернее его душа, пребывает в условиях «земного притяжения». Оказавшись там, в Вечности, она не сразу отрывается от попытки привычного общения с родными и близкими людьми.

В Постановлениях Апостольских (IV в.) находим прямые указания на третий, девятый, сороковой и годовой дни — как особые для поминовения новопреставленных. (Впоследствии в Церкви стали совершаться вселенские панихиды, на которых она поминает; всех усопших, в том числе и не получивших по разным причинам церковного погребения.)

Интересное объяснение этих дней поминовения находим у преподобного Макария Александрийского (IV в.). Он спросил Ангела: «Когда отцам предано совершать в Церкви приношение Богу за усопшего в третий, девятый и четыредесятый день, то какая из того происходит польза душе преставившегося?» Ангел отвечал: «Бог не попустил ничему быть в Церкви Своей неблагопотребному и неполезному; но устроил в Церкви Своей небесныя и земныя Таинства и повелел их совершать.

Когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущаго ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу.

После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту Рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего — Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: увы мне! Сколько я осуетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благодати и славы. Увы мне, бедной!.. По рассмотрении же в продолжение шести дней всей радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего.

После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых, находясь в которых, души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 1028
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.10 10:21. Заголовок: Из той же книги (гла..


Из той же книги (глав там много):

"ПОСМЕРТНЫЙ ЭКЗАМЕН НА ДОБРО


По принятой церковной традиции душа усопшего после трехдневного пребывания у гроба шесть дней созерцает райские обители, а затем по 40-й день ей показываются адские мучения. Как можно понимать эти земные образы, «земные вещи»?

Душа, будучи по природе жительницей того мира, освобождаясь от дебелого тела, становится способной свойственным ей образом видеть тот мир. Там душе все открывается. И если, как пишет апостол Павел, в земных условиях мы видим «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно», то там «лицем к лицу» — то есть так, как есть в действительности. Это видение, или познание, в отличие от познания земного, носящего в основном характер внешний, объективный, приобретает по смерти тела характер сопричастности познаваемому. Сопричастность в данном случае означает единение познающего с познаваемым. Душа вступает там в непосредственное общение, единение с миром духов, поскольку сама является таким же духом. Но с какими духами соединяется душа? С теми, которым она в наибольшей степени подобна по своему духовному состоянию. Можно полагать, что каждая добродетель имеет своего духа, своего Ангела — так же, как и каждая страсть имеет своего духа, своего демона. Но об этом позже.

(каждый может читать ту главу, которая ему интересна. Хотя интересны все)

Как можно понять происходящее с душой в период с 3-го по 9-й день? Почему-то обычно считают, что душа испытывается только на мытарствах. Однако нет сомнений, что душа познается не только в искушениях злом, страстями, но и когда оказывается перед лицом добра. Разница лишь в том, что первое сопряжено с видением демонов, их угрозами и потому со страданиями, а второе, напротив, восхищает душу созерцанием красоты добродетелей Ангелов, святых, их любви. Но и в этом случае душа «сдает экзамены». В чем они заключаются? В выявлении того, какие добрые свойства приобрела душа во время земной жизни, к чему высокому, чистому она стремилась, каким идеалам служила.

Так вот, после трех дней начинаются эти своего рода испытания личности на добро. Душа проходит перед лицом всех добродетелей (по Апостолу, это: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие... кротость, воздержание» и т. д. — Гал. 5; 22). Например, оказывается перед лицом милосердия. Воспримет ли она его как ту духовную драгоценность, к которой стремилась, хотя бы и не смогла в полноте осуществить ее в условиях земной жизни, или, напротив, приобретенная жестокость оттолкнет душу от этой добродетели как от чего-то чуждого и неприемлемого? Соединится ли она с духом милосердия или отвергнет его? Так, в течение шести земных дней происходит испытание души на предмет ее отзывчивости на добро, на любовь, на целомудрие... В результате этого «экзамена» она уже без «розовых очков» увидит все свое действительное добро, а не мнимое, увидит подлинное лицо своих добродетелей и добрых дел.

Это будет иметь огромное значение для ее последующего самоопределения. Несомненно, по меньшей мере, одно: что душа, стремившаяся в своей земной жизни к истине, правде, любви и увидевшая здесь всю их божественную красоту, конечно же устремится к ним всеми своими силами и станет единой с ними в меру своей духовной чистоты. И потому она уже не будет испытываться на мытарствах, как об этом свидетельствует Откровение Божие на примере святых, которые прямо восходили в обители небесные. Отсюда становится понятным, почему души усопших вначале познают Рай, а не ад — зачем душе, показавшей произволение к Богу и способной принять Царство Божие, переживать соприкосновение со злом, с отвратительным безобразием, с демонами?

Самый замечательный пример — благоразумный разбойник. Он первый, вошедший в Рай без искушения мытарствами, хотя по всем земным меркам справедливости должен был подвергнуться им во всей силе. Этот факт говорит о великом значении Жертвы Христовой, освобождающей каждого искренне смирившегося и кающегося от власти и мучений демонских как в земной жизни, так и по смерти. Потому можно твердо верить, что христиане, живущие по евангельской совести, уже в девятый день наследуют жизнь вечную, избегнув всех мытарств".



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 1029
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.10 10:23. Заголовок: Там же: "ЧТО НА..


Там же:

"ЧТО НАС ЖДЕТ НА СТРАШНОМ СУДЕ?


Самого сочетания слов «Страшный Суд» нет в Священном Писании. Однако Церковь употребляет его как соответствующее тому событию.

Что означает этот Суд? Не подумаем, что в течение всей человеческой истории Бог был Любовью, а уж теперь, извините, — одна справедливость [78]. Ничего подобного! Свт. Иоанн Златоуст очень сильно сказал о Божественной справедливости к человеку: «Если ты требуешь справедливости, то по закону правды нам следовало бы еще в начале тотчас погибнуть».

Неразумно представлять Бога на этом Суде как какую-то греческую богиню правосудия Фемиду с завязанными глазами. Страшным Судом этот последний акт в истории человечества, открывающий и начало его вечной жизни, называется потому, что здесь «при последней трубе» (1 Кор. 15; 52) каждой личностью будет принято окончательное решение — быть ли ей с Богом или навсегда уйти от Него и остаться «вне» Царства. Христос и на Последнем Суде останется неизменной Божественной Любовью и не нарушит свободы человеческой воли.

Здесь необходимо напомнить о принципиально важном изменении, которое произойдет с человеком в конце бытия этого мира. По учению Церкви, при всеобщем воскресении человек вновь получает тело, восстанавливается полнота его духовно-телесной природы. Это возвращает человеку и волю к самоопределению, следовательно, и последнюю возможность обращения к Богу, духовного обновления и полного исцеления — в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером земной жизни. Отсюда и страшность Последнего Суда — человек навсегда решает свою вечную участь.

Трудно, конечно, представить, чтобы личность, перенесшая опыт геенны, где была бессильна самостоятельно избавиться от страданий, теперь в воскресении вновь приобретя вожделенную свободу, избрала прежний плен. Но это — тайна будущего века. Хотя, рассуждая по-земному, кажется, можно понять и страшный выбор. Ведь алкоголик добровольно не согласится жить среди непьющих, развратник — вместе с целомудренными, наркоман — со здоровыми... Существо с противоположными Богу свойствами не сможет находиться в атмосфере Божественной любви, чистоты, святости. Царство Духа Святого для существа с адским духом будет адом в адской степени. По этой причине святитель Иоанн Златоуст говорит: «Потому Он [Бог] и уготовал геенну, что Он — благ» [79]. Здесь та мысль, что поскольку для демоноподобного существа невыносимо пребывание с Богом, то Господь по Своей благости дает ему возможность быть вне Себя, во «тьме внешней» (см.: Мф. 8; 12). Ибо «адские муки, как писал прот. С. Булгаков, происходят от нехотения истины, ставшего уже законом жизни» [80]. То есть Бог, до конца сохраняя неприкосновенной свободу разумной твари, проявляет Свою благость по отношению к ней даже тем, что предоставляет ей в самой Вечности находиться там, где она может и хочет быть.

Так можно несколько понять, что произойдет на Страшном Суде. Не насилие над человеком, не месть ему за его земные мерзости. Нет! Бог и на Страшном Суде, повторяю, остается Любовью. И на Суде вечная судьба каждой личности будет определяться этой Любовью в полном соответствии с духовными свойствами и свободой самоопределения самой личности. Не случайно преподобный Исаак Сирин говорил: «Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией... Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников... и веселит собою соблюдших долг свой» [81].

Возможно, что найдутся такие, ожесточение которых будет не в силах вынести смирения Любви Божией. И Бог не нарушит их свободы. Потому двери ада могут быть заперты только изнутри самими его обитателями, а не запечатаны Архангелом Михаилом семью печатями, чтобы оттуда никто не мог выйти, хотя бы и хотел этого, ибо ад, по мысли преподобного Макария Египетского, лежит «в глубине сердца человеческого».

Мысль о том, что причиной пребывания грешников в аду, и прежде всего самого дьявола, является их свободное «не хочу Бога», высказывали целый ряд Отцов: Климент Александрийский († 217), свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий Великий (IV в.), прп. Максим Исповедник, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Исаак Сирин, св. Николай Кавáсила (XIV в.) и другие.

«Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять, — пишет прп. Иоанн Дамаскин. — И в будущем веке Бог всем дает блага — ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим» [82].

Так же рассуждает св. Николай Кавáсила: «И в том различие между праведными и злыми, которые в одних находились узах и тому же подлежали рабству, что одни с неудовольствием переносили оное порабощение и рабство и молились, чтобы разрушено было узилище и разрешились оные узы, и желали, чтобы глава тирана сокрушена была пленниками, а другим ничто настоящее не только не казалось странным, но они еще утешались, находясь в рабстве. И в оные блаженные дни были подобные им, кои не приняли воссиявшего в них Солнца, и старались, сколько можно, погасить Его, делая все, что, по их мнению, могло уничтожить лучи Его. Потому одни освободились от рабства в аде, когда явился Царь, другие же остались в узах» [83].

И еще об одном необходимо сказать с полной уверенностью: на Страшном Суде перед каждым человеком, веровавшим и неверовавшим, во всей силе и очевидности откроется все нравственное величие крестного подвига Иисуса Христа, Его потрясающее самоуничижение ради нашего спасения — Его Любовь. И трудно предположить, чтобы такая Жертва не тронула, точнее, не потрясла сердец воскресших людей. Посмотрите, какое сильное впечатление, несмотря на отдельные недостатки, произвел фильм «Страсти Христовы» М. Гибсона. А здесь перед лицом каждого откроется сама реальность Креста, вся сила Любви Воскресшего. Без сомнения, это в огромной степени определит положительный выбор великого множества людей. Такому выбору, безусловно, будет способствовать и опыт земной жизни, наполненной иллюзией своей вечности, и печальный опыт мытарств, показавших реальную «сладость» страстей — плоды жизни без Бога. Потому святой Исаак Сирин и писал: «Царство и геенна суть следствия милости, которые в своей сущности задуманы Богом по Его вечной благости, а не воздаяния».

Итак, на Страшном Суде будет окончательно завершен процесс становления и самоопределения личности. На нем произойдет своего рода подведение итога не только земного, но и посмертного духовного пути человека, то есть всего его бытия в состоянии падения. Здесь перед лицом Любви Божией каждый воскресший человек произнесет свое окончательное «да» или «нет» Богу. Вот почему этот Суд и страшен, а не потому, что на нем Господь, забыв Любовь, будет судить деяния человеческие «по всей справедливости». Святитель Феофан писал: «Господь и на Страшном Суде будет не то взыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была» [84]. И дай Бог, чтобы такой Суд для всех завершился спасительно".

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
                             
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Бесплатные готовые дизайны для форумов