Сообщение: 488
Зарегистрирован: 24.02.10
Откуда: Россия
Репутация:
4
Отправлено: 09.02.11 08:52. Заголовок: Человечество и пчелы
Тревожное сообщение-
В мире по неизвестным причинам вымирают пчелы, это может привести к гибели человечества
Исчезновение пчел с нашей планеты может усилить уже начавшийся продовольственный кризис. Об этом предупреждает сельскохозяйственный банк Rabobank. По мнению ученого Альберта Эйнштейна, если пчелы вымрут, то через четыре года после этого вымрут и люди, напоминает британская газета The Daily Telegraph. Возможно, Эйнштейн преувеличивает - рожь, пшеница и рис опыляются порывами ветра. Но, тем не менее, за счет опыления насекомыми вырастают культуры, которые дают треть от всего объема продовольственных ресурсов человечества, подсчитали специалисты. При этом 80-90% опыления выполняется именно пчелами: бабочки и мотыльки не могут обрабатывать большие площади.
Эти культуры обеспечивают 35% калорий, поступающих в наш организм, а также большинство минералов, витаминов и антиоксидантов. Без насекомых-опылителей не станут расти орехи, дыни и ягоды. Насекомые также способствуют опылению цитрусовых, яблок, лука, капусты брокколи, кабачков (включая цуккини), фасоли, перца, баклажанов, огурцов, помидоров, конских бобов, кофе, какао, авокадо и кокосов. А ведь производство этих культур относится к самым быстроразвивающимся и самым ценным сегментам мировой продовольственной индустрии.
Вымирание пчел усилилось в 2006 году. Каждую зиму в США вымирает 30-35% пчелиных колоний, хотя обычно холодный сезон не может пережить лишь 10%. С 1961 года объемы производства сельскохозяйственной продукции, зависящей от активности пчел, выросли в четыре раза, но при этом количество пчелиных колоний сократилось вдвое, а количество пчел на гектар упало примерно на 90%. В Европе каждый год теряют по 20% пчелиных семейств, аналогичная тенденция начинает прослеживаться в Латинской Америке и Азии.
"Фермерам пока удается производить свою продукцию с меньшим числом пчелиных колоний, и пока нет данных о сокращении урожая. Но вопрос в том, как долго им еще будет это удаваться при продолжении такой тенденции", - говорится в докладе.
Возможные причины сокращения пчелиной популяции приводит Всемирный фонд защиты пчел. Это могут быть: нарушение питания, пестициды, патогенные микроорганизмы, иммунодефицит, клещи, грибки, пчеловодческая практика (например, применение антибиотиков или перевозка ульев на большие расстояния) и электромагнитное излучение.
В Германии, Франции и Италии некоторые виды пестицидов уже запрещены, в Британии занялись пересмотром правил применения пестицидов - установлено, что они могут ухудшать память и иммунитет пчелы. Но без удобрений едва ли можно обойтись: каждый год население Земли увеличивается на 70 млн человек, к тому же значительную долю урожая зерновых в США, Аргентине и ЕС приходится направлять на производство биотоплива для экологически чистых автомобилей. Rabobank предлагает запретить применение пестицидов хотя бы в дневное время суток, когда пчелы занимаются сбором пыльцы.
Одна из версий, объясняющих вымирание пчел, выдвинута в России - это сотовая связь. После того как в селе Афанасьевское Ачитского района Свердловской области установили вышки сотовой связи, популяция пчел заметно сократилась, сообщило Свердловское областное телевидение. Но в региональной компании сотовой связи обвинений не признали: у связистов есть документы, подтверждающие безопасность антенн для всего живого, заверили они. http://newsru.com/world/08feb2011/bees.html
Сообщение: 40
Зарегистрирован: 16.04.10
Откуда: гражданин РФ, Минск
Репутация:
2
Отправлено: 09.02.11 15:59. Заголовок: Есть ли в Библии ме..
Есть ли в Библии место пчеле? О том, что общего у улья и Церкви, почему евреи не приносили в жертву Богу мед и для чего царь Соломон советовал сыну смотреть на пчел «ТД» рассказал Константин Викторович Неклюдов, заведующий редакцией Священного Писания в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия». Мёд, столь любимый сегодня нами, был известен и в библейские времена, о чем неоднократно упоминается в Ветхом Завете: «Ешь, сын мой, мёд, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей» (Прит. 24:13). Однако образность мёда и пчел в текстах Священного Писания очень богата и многогранна. Ханаан, называемый землёй, где «течет молоко и мёд», пожалуй, является самым известным образом, где упоминается этот сладкий продукт. Здесь мёд выступает в качестве символа изобилия: земля, принадлежащая Господу и изобилующая Божиими дарами, описывается как «земля хорошая и пространная, где течет молоко и мёд» (Исх. 3:8; Чис. 14:7; Втор. 1:25; 6:3; 11: 9; 26:9, 15; 27:3; Иер. 11:5; 32:22). Множество упоминаний о мёде в прямом и переносном смыслах свидетельствует о его распространенности в столь древние времена.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД ПЧЕЛ, ИХ ТРУДОЛЮБИЕ, ПРЕВРАЩЕНИЕ ПОДЧАС ГОРЬКИХ ЦВЕТОВ В СЛАДЧАЙШИЙ МЕД СТАЛО ПРЕДМЕТОМ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ У МНОГИХ БИБЛЕЙСКИХ АВТОРОВ.
Пчелы были приручены в Египте уже в период Древнего Царства, но о подобной практике в древней Палестине у иудеев вплоть до эллинизма источники не сообщают, хотя здесь есть расхождения в мнениях у специалистов. Однако нельзя исключить, что в Палестине пчел могли разводить в искусственных ульях. Единственное, что известно наверняка - мёд диких пчел собирали: «И пошел весь народ в лес, и был там на поляне мёд. И вошел народ в лес, говоря: вот, течет мёд». (1 Цар. 14:25-28). Мёд добывался из ульев диких лесных пчел, но его могли собирать и в горах, о чем неоднократно упоминается в Ветхом Завете: «Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы» (Втор. 32:13), «Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы» (Пс. 80:17).
Использование метафор характерно для языка Ветхого Завета, как и для всякого древневосточного религиозного текста. Коллективный труд пчел, их трудолюбие, превращение подчас горьких цветов в сладчайший мед стало предметом для сравнения у многих библейских авторов. При этом отмечались не только положительные по человеческим представлениям качества. Рой пчел иногда использовался в качестве образа вражеской силы: «окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их» (Пс. 117:12); в описании заклятых врагов израильтян - амореев: «И выступил против вас Аморрей, живший на горе той, и преследовали вас так, как делают пчелы, и поражали вас на Сеире до самой Хормы» (Втор. 1:44); в рассказе об ассирийцах, пришедших по попущению Господа, покарать израильтян: «И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской» (Ис. 7:18).
Особенно часто метафоры, в основу которых положены наблюдения людей за животными, встречаются в библейской литературе, которую принято относить к жанру премудрости: «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе» (Иов 12: 7); «Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем». (Прит. 30:24-30). Так, Соломон усматривает мудрость в пчелах: «Пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна, хотя силой она слаба, но мудростью почтена». (Прит. 6:8.). Текст предельно ясен, ибо в нем уже названы действия пчелы, за которые автор Притчей готов назвать ее мудрой: трудолюбие, польза от трудов пчел всяким людям, даже царям. Другим библейским текстом, помогающим понять это высказывание, могут быть слова из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Мала пчела между летающими, но плод ее - лучший из сластей» (Сир. 11:3). Пчела, также как и муравей, являют примеры усердия, а также своими действиями показывают знание мудрости, чему люди должны учиться от них.
«НИКАКОГО ПРИНОШЕНИЯ ХЛЕБНОГО, КОТОРОЕ ПРИНОСИТЕ ГОСПОДУ, НЕ ДЕЛАЙТЕ КВАСНОГО, ИБО НИ КВАСНОГО, НИ МЕДУ НЕ ДОЛЖНЫ ВЫ СОЖИГАТЬ В ЖЕРТВУ ГОСПОДУ»
В книге Левит говорится о запрете приносить мёд в жертву Господу: «Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу» (Лев. 2:11). Среди экзегетов нет единства в том, что касается предписания. Некоторые считают, что евр. «деваш» (мёд) в данном случает обозначает продукт пчеловодства и недостаточно чистый мед из-за примесей мог привести к брожению. Как считают многие специалисты, если «деваш» включал виноградный мёд, то данный запрет мог быть полемикой с языческой практикой жертвоприношений лепешек с добавлением изюма, которая демонстративно должна была быть отвергнута сынами Израилевыми: «И сказал мне Господь: иди еще и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепешки их» (Ос. 3:1). Таким образом, предписание в книге Левит о мёде можно понимать как полемику против использования мёда в практиках языческих жертвоприношений, обычных для древнего Ближнего Востока.
Пчела в Ветхом Завете использовалось и как имя собственное. Воинственная пророчица Девора («Пчела») «жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней [туда] сыны Израилевы на суд» (Суд. 4:5). Именно она подняла израильские племена на борьбу с врагами, и в битве израильтян против Сисары у потока Киссон враг иудеев был поражен (Суд. 4:15). Также Деворой звали кормилицу Ревекки, и в Священном Писании есть описание её смерти: «И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал [Иаков] дубом плача» (Быт. 35:8).
«ПОДРАЖАЙ ОСОБЕННОМУ СВОЙСТВУ ПЧЕЛЫ, КОТОРАЯ, НИКОМУ НЕ ДЕЛАЯ ВРЕДА И НЕ ПОРТЯ ЧУЖОГО ПЛОДА, СОСТАВЛЯЕТ СОТЫ»
В Новом Завете пчелы не упоминаются, но о мёде говорится. Мёдом диких пчел питался Иоанн Креститель: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4). Мёд в качестве пищи употреблял Иисус Христос, когда после воскресения пришел к апостолам и «они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда» (Лк. 24:42).
К образу пчел прибегают и святые отцы в нравственных предписаниях, а также и в произведениях о творении мира: например, Амвросий Медиоланский сравнивает «пение пчел» с звучанием труб (Шестоднев 5. 76). Климент Александрийский в «Строматах», обращаясь к тексту Притч Соломона (6:6, 8), хвалит трудолюбие пчелы, ведь она «собирая нектар с цветов всего луга, производит единственные соты» (Строматы 1. 6. 33. 6). Помимо этого сбор меда символизирует единство, ведь пчелы делают соты со многих цветов.
Постоянно восхваляются в святоотеческих текстах умение и мудрость пчел, которые проявляются при собирании цветочного нектара и строительстве сот. Так Василий Великий в «Шестодневе» призывает, наблюдая за пчелами, учиться у них: «Подражай особенному свойству пчелы, которая, никому не делая вреда и не портя чужого плода, составляет соты». Якобы бесполое размножение пчел становится символом христианской чистоты и девства, о чем, например, пишет Амвросий (De virginibus 1. 8. 40-41 // PL 16. 210-211). Но пчелы иногда используются и как символ хитрости и коварства, в частности об этом говорит Григорий Великий в «Беседах на книгу Иеезекииля» (1. 9. 21 PL 76. 880). Иоанн Дамаскин сравнивает пчел, которые прогоняются дымом, с злыми мыслями, изгоняемыми благодатью Божию (PG 96. 1037).
У Оригена пчелиный улей приводится как символический образ Церкви, а пчелиный «царь» Христос (In Is 2. 2). Церковь и верующих сравнивает с пчелиным ульем и Афанасий Великий: «Итак, Церковь есть пчела, делатель меда - она же, предпочитающая всему божественную мудрость. Ее труды употребляют во здравие цари и частные люди, хотя она и несильна...Однако, имея слово веры, она имеет жало в явлении Духа и силы Божией, так что уничтожает ереси, как бы трутней, рассекая их показанием истины» (Толкование на Псалмы, 117. 12). Григорий Назианзин призывает христианина в духовной жизни трудиться так же как пчела на лугах: «О если бы поступили так и мы, Христос пчельник, мы - имеющие перед собою такой образец мудрости и трудолюбия!» («Слова», 44).
"Ты мед-то лопай, до об Зосиме-Савватии вспоминай." Народная пословица
Рязань кланяется Соловецким пчельникам
"В Музее пчелы, что находится в райцентре Рыбное, собрана одна из интереснейших коллекций об истории российского пчеловодства, начиная от бортничества древних славян и кончая современными достижениями отрасли. В музее вам непременно покажут чеканку с ликами монахов Соловецкого монастыря святых Савватия и Зосимы, которые считаются покровителями отечественного пчеловодства. Посетители с интересом осматривают памятники пчеловодства, которыми пользовались наши предки сотни лет назад. Тут уникальные, с затейливой резьбой терема-колоды "царь", "царица", "царевна". С ними соседствуют первый в мире рамочный улей Петра Ивановича Прокоповича, первые медогонки." (Анатолий Жолобов. Спасибо вам, Савватий и Зосима. Сельская жизнь, Москва, 02.11.2000)
"Суета праздничных церемоний не располагает к знакомству с таким замечательным существом, как пчела. Лучше это сделать в тиши музея института, где собрана одна из крупнейших в мире коллекция экспонатов, рассказывающая об истории российского пчеловодства, начиная от бортничества древних славян и кончая современными достижениями отрасли. Когда войдете в музей, обязательно поприветствуйте святых Савватия и Зосиму, изображенных на медной чеканке. Эти два монаха Соловецкого монастыря считаются покровителями российского пчеловодства." (Дмитрий Соколов. Пчеловод - звучит современно. Рязанские ведомости, Рязань. 04.10.2000)
Зосима и Савватий Соловецкие - покровители и защитники русских пчёл
"Святой Савватий считается в народе покровителем пчел и пчеловодства. Он и святой Зосима (друг и сподвижник Савватия) почитались всеми пчеловодами на Руси. Считалось, что они первыми научили русский народ правильному пчелиному хозяйству. На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. "Без Бога - ни до порога, а без Зосимы - Савватия - ни до улья". Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты. Зосима и Савватий помогают только благочестивым людям." (Автор не известен. Православие день за днем. Российская книжная газета (приложение к Российской газете), Москва. 12.11.2002)
Пчела в набалдашнике посоха Соловецкого святого
"30 Апреля. Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого. "Церковно народный месяцеслов на Руси" И.Калиновского сообщает: "Русские пчеловоды называют преподобного Зосиму - Пчельником и считают его покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В одном из древних стихов читаем:
В одной из молитв преподобному Зосиме, между прочим, подробно повествуется о путешествии святых Зосимы и Савватия. угодников Соловецких, в какие-то далекие страны, откуда они, по повелению Божию, принесли в набалдашнике посоха матку пчелиную и, пустив ее в русскую землю, положили этим начало пчеловодству. Сельские наши пчеловоды в день памяти святого Зосимы служат ему в церквах молебны и приносят в церковь медовые соты для освящения. В других местах еще есть обычай в этот же день кормить пчел просфорою, освященною накануне Благовещения, что делается будто бы по примеру самого преподобного Зосимы. В день памяти этого угодника пчеловоды вынимают ульи из омшаника и выставляют на лето в пасеки. При этом почти повсюду ведется обычай ставить один улей среди других; он обыкновенно называется Зосимом; на нем поставляется образ святого Зосимы, который изображается здесь всегда с ульем пчел.
Известно, что древние русские монастыри, особенно на севере и северо-востоке, будучи прежде всего училищами благочестия, были в то же время весьма немаловажными рассадниками сведений по части хозяйственной. Притом само занятие пчеловодством, один из важнейших промыслов Древней Руси, могло служить весьма существенным и приличным средством для обеспечения монастырей". (Русский месяцеслов. Крестьянин, Ростов-на-Дону. 29.04.1999)
Зосима, да не Соловецкий...
"Зосима-пчельник. В народе смешивают этого мученика раннего христианства с Зосимой - игуменом Соловецким, считая их как бы одним лицом. Говорили: "На Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать", "Без Зосимы-Савватия пчелы пролетят мимо", "Зосима пчел растит, меду наливает". Примечали: когда пчелы сильно летят к своим ульям, то скоро дождь... Пчелу считают Божией угодницей, она доставляет воск на свечи. Пчела жалит только грешника." (Автор не известен. Народный календарь. Крестьянская Россия, Москва, 28.06.2004)
Пчела - насекомое, пользующееся особым почитанием. Пчелу воспринимали как Божью тварь, называли Божьей угодницей, Божьей мудростью и наделяли святостью. Считалось, что Пчела жалит только грешника. В улей с Пчелами никогда не бьет гром. Пчелы обязаны Богу самим своим происхождением, в отличие от шмелей, шершней или ос, которых сотворил дьявол, соперничавший с Богом.
По народным представлениям, Пчелы водятся только у добрых людей, а злых не любят. Они обладают способностью сплачивать людей, связывать их духовным родством. Белорусы верят, что Пчелы сближают добрых людей. Общие Пчелы у двух разных хозяев соединяют их братскими узами. Такие Пчелы хорошо роятся и дают много меда и воска. Братские отношения между хозяевами возникают в том случае, когда от одного из них рой опустится в улей другого или когда на свадьбе новобрачным дарят половину своих Пчел. Духовное родство, основанное на совместном владении Пчелами, рассматривается как священное, данное самим Богом. Роль Пчел в сближении людей проявляется у белорусов также в старинном обычае изготовлять общую для односельчан братскую свечу, которая хранится поочередно у всех жителей деревни. Близкий по смыслу обычай известен и в польском Поморье: если один из двух соседей, имеющих Пчел, умрет, то другой должен пойти к его Пчелам, постучать палочкой по ульям и три раза сказать им: 'Пчелки, ваш хозяин умер' . Тогда Пчелы останутся на своем месте и не улетят в другое.
Пчела символически соотносится с образом Богородицы. Народная традиция наделяет Пчелу не только чистотой и святостью, но также девственностью и безбрачием. В заговорах ее называют 'девицей-пчелицей'. Согласно легенде, пчелами стали слезы прекрасной девы, сидевшей на камне посреди моря. В загадках Пчелы описываются как незамужние девицы или монашки: 'Сидят девицы в темной темнице, вяжут сетку без иглы, без нитки'; 'Сидит монашенка, вяжет сеточку' . В сказках Пчела хитростью избегает свадьбы со шмелем: откладывает ее на осень, когда отощавший шмель умирает. Мотив непорочного зачатия встречается в сербских поверьях о Пчеле. Считается, что самим Богом установлено размножение Пчел без спаривания: пчелиная матка просто откладывает яйца, из которых появляются на свет Пчелы. Тот же мотив отражен и в русских загадках о Пчеле: 'Не девка, не вдова, не замужняя жена, детей выводит'; 'Живет не девка, не баба, не солдатка, не вдова и не мужняя жена; мужа у ней нет, а детей много' . Среди пчеловодческих праздников особенно выделяется день Зачатия св. Анны. В этот день пчеловоды просили в молитвах о зачатии пчелиных роев, которое сравнивали с зачатием св. Анны, родившей Пресвятую Деву: 'Анна зачала деву Пресвятую Богородицу, так и вы, мои пчелы, зачинайте дело во имя Божие, часты рои, густые меды' . Пчеловоды отмечали также день Игнатия Богоносца, который христиане связывали с началом родовых мук Богородицы.
Известна сербская легенда о происхождении Пчел из слез матери, которая оплакивала загубленного, а потом воскресшего сына. Здесь образ матери представляет собой прямую аналогию образу Богоматери. Соотнесенность пчелиной матки с Божьей матерью видна и в их языковых наименованиях: матка и Матерь. Царская символика роднит ее с Царицей Небесной: в украинской молитве к пчелиной матке обращаются 'царица-матка', а в русской легенде в пчелиную матку Бог превращает царицу рогатых людей, живших некогда на земле. В заговорах пчелиную матку называют, как Богородицу, Марией. Культ Богородицы присутствует в пчеловодческих обрядах. Богородице приписывают занятие пчеловодством и считают ее покровительницей Пчел и их владельцев. На Успение Богородицы для хорошего приплода Пчел в церкви угощают освященным медом. Пчеловоды молятся о Пчелах , возложив свечу на икону Богородицы,
обращаются к Пчелам с богородичной молитвой. Сходная символика Пчел имеется и в западноевропейской традиции, где Пчелы и ульи символизируют Деву Марию как источник всяческой сладости.
В разных славянских зонах известны поверья о душе в облике Пчелы. Например, в Болгарии в Духов день молящиеся слушают, как жужжат мухи и Пчелы, считая, что это души их умерших близких. С этими представлениями связана и роль Пчел как предвестниц смерти в толкованиях снов.
Признак множественности символически соотносит Пчел со звездами, снегом, каплями дождя, слезами, искрами огня, песком и т.п. Так, много звезд на небе в рождественскую ночь сулит много Пчел летом; в некоторых загадках звезды загадываются через пчел, а вьющиеся возле улья Пчелы уподобляются метели; сон о роящихся Пчелах толкуется как предвестье снега, дождя, слез или пожара; искры огня символизируют Пчел в крещенском гадании (куда полетят искры, оттуда весной прилетят Пчелы); обилие искр от бадняка предвещает обилие Пчел, во время первого весеннего грома сыплют перед ульями песок, чтобы они наполнились Пчелами, и т.д.
Известен пчеловодческий обычай приносить жертву водяному: в ночь на Преображение бросают в воду свежий мед и воск, топят в мешке первый рой или лучший улей. В награду за это водяной умножает Пчел и оберегает пасеку. Иногда пасеку специально ставят у реки, чтобы водяной охранял Пчел. Роль водяного как покровителя Пчел унаследовали русские святые Зосима и Савватий, в дни памяти которых (17. IV и 27. IX ) пасечник погружает мед в воду (иногда около мельницы), читая заговор, чтобы обеспечить себе успех в пчеловодстве на предстоящий сезон. Связь Пчел с водяным подтверждается и русским поверьем, что Пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедом и брошенной в болото; рыбаки вытащили неводом из болота пчелиный рой, от которого расплодились Пчелы по всему свету. У южных славян отголоски представлений о связи Пчел с водяным духом можно видеть в мотиве водяной мельницы в сербских легендах о Пчелах (ими становятся слезы матери, сын которой утоплен чертом в мельничной запруде; дьявол придумывает способ подачи зерна на мельнице, созданной Богом и св. Саввой, а Пчела, подслушав, сообщает об этом Богу) и пчеловодческой практике (мельничное мотовило на пасеке для удержания Пчел, вода с мельничного колеса для кропления Пчелы), У западных славян - в польской легенде о мухах (пчелах дьявола), которых черт производит на мельнице способом, подобном тому, каким обдирают зерно перед размолом.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет