Познать его очень сложно; когда Промысел, когда созданные Богом физические законы действуют. Но именно Бог держит ведь мир в равновесии. Вообще это сложный вопрос.
"2.6. Предметы Божественного Промысла и виды Промысла
Для античности было характерно представление, что только очень немногое в этом мире является достойным Божественного Промысла. Цицерон в трактате "О природе богов" говорит: "Боги заботятся о великом, а мелким и незначительным пренебрегают". Аристотель ограничивал Промысл Божий только небом, считая, что на земле вообще нет ничего достойного Божественного пропечения. Христианское учение утверждает, что и весь мир в совокупности, и все мельчайшие частицы его имеют ценность перед Богом, и поэтому Промысл Божий распространяется на весь мир. В отличие от Аристотеля, христианство не считает, что мысль о том, что Бог промышляет о каждом человеке, есть самообольщение. Наоборот, самое достойное Божественного Промысла — это история человечества и каждого человека в отдельности. Афинагор Афинский (сер. II века, "О воскресении мертвых", 18) пишет: "Как на небе, так и на земле ничто не изъято из провидения и управления Божия, и попечение Творца простирается на все, как на невидимое, так и видимое, как на великое, так и на малое, потому что все творения имеют нужду в промышлении Творца, и каждый порознь по своей природе и по своему назначению" . Климент Александрийский ("Строматы") говорит: "Учение, согласное с Христовым, таково: как этот мир происходит от Бога, так и Промысл простирается на каждую часть". Свщ. Писание говорит нам, что Промысл Божий распространяется на все, и промыслительное действие Божие пронизывает собою все пространство мира. Например: "Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю?" (Иер. 23, 24). Предметом Божественного Промысла являются растения и животные: "Он (т. е. Бог) покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему" (Пс. 146, 8-9). То же самое говорится в Мф. 10, 29: ни одна из птиц не упадет на землю без воли Отца Небесного. Но главный предмет Промысла — это, конечно, человек. Говоря словами ап. Петра: "Бог печется о нас" (1 Пет. 5, 7). Бог внимает нашим молитвам: "Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня" (Пс. 85, 1). Промысл распространяется на всех людей — не только на праведников, но и на грешников. "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5, 45). Об этом же говорят многие евангельские притчи: о пропавшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне. Каждый человек и его благо являются предметом Божественного попечения. Однако Промысл Божий неодинаков о всех людях. Мы не знаем, по какой причине Промысл Божий более проявляется в жизни одних и менее в жизни других. Тем не менее, можно утверждать, что Бог больше промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. Об этом говорит Свщ. Писание: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14, 21); Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что Уповаем на Бога Живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных" (1 Тим. 4, 10). Различают два вида Промысла: общий Промысл, который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, и частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа".
Приведя мир в бытие, Бог назначил каждому существу свои цели. "Через Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его" (Сир. 43, 28). Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение...", 2 кн., 29 гл.) говорит: "Промысл есть воля Божия, по которой все целесообразным образом управляется". О Промысле Божием как единстве мирохранения и мироправления говорит свт. Афанасий Александрийский: "Как какой-нибудь виртуоз, настрояя лиру и искусно совокупляя звуки высокие, средние и низкие, производит одну стройную песнь, так и Бог, содержа мудростию Своею Вселенную, точно лиру, и совокупляя воздушные с земным и небесные с воздушным, и всем управляя, Своею волею и мановением чудно и прекрасно соблюдает единый мир и единый порядок".
"2. Бог как промыслитель мира 2.1. Понятие о Промысле Божием
Само слово "Промысл" встречается в Свщ. Писании. По-гречески "Промысл" — pronoia, латинское, соответствующее ему, слово, — providencia, поэтому говорят, что все в мире провиденциально, т.е. промыслительно. В славянском тексте Промысл называется "Божественным смотрением" (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный Промысл словом "попечение". Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение...", кн. 2, гл. 29): "Промысл есть Божие попечение о существах". Определение Промысла Божия (Катихизис, 1 глава): "Промысл Божий" есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям".
Сообщение: 1073
Зарегистрирован: 23.02.10
Откуда: Россия
Репутация:
4
Отправлено: 20.01.11 22:22. Заголовок: "2.5. Действия П..
"2.5. Действия Промысла Божия
В Промысле Божием мы различаем два действия: мирохранение, поддержание всего существующего в бытии, и мироправление, направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям. Следует иметь в виду, что такое различение двух действий имеет методологический характер. В действительности, действие Божие едино, единым действием Бог и сохраняет мир, и управляет им, но нами, в силу нашей ограниченности, это единое Божественное действие воспринимается как два различных действия. 2.5.1. Мирохранение
В Свщ. Писании Нового Завета говорится о мирохранении в Евр. 1, 3 и Кол. 1, 17. Здесь речь идет о Сыне Божием как о зиждительной силе мироздания. Примеры из Ветхого Завета: "По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе"(Пс. 118,91); "В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти" (Иов. 12, 10). Святые отцы также говорят о мирохранении как действии Божественного Промысла. Свт. Василий Великий ("Письмо о Святом Духе к Амфилохию", 8 гл.): "Всякое сотворенное существо и видимое, и представляемое умом для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении". Ту же мысль высказывает свт. Кирилл Александрийский (Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 9): "Бог неизъяснимым образом простирает на все Свою силу, иначе все, что произошло из не-сущего, не могло бы держаться и сохранить свое бытие, тотчас бы все вернулось к своему состоянию, к ничтожеству".
Замечателен пример из жизни прп. Антония, египетского подвижника III-IV столетия. Однажды он начал жаловаться Богу, что не может своим умом постичь тайны Промысла Божия: почему, например, одни люди живут долго, а другие умирают в младенчестве, почему праведники нередко терпят лишения и притеснения, в то время как люди нечестивые, наоборот, проводят жизнь в полном довольстве и т. д.? На это ему был дан от Бога ответ: "Антоний, внимай себе и не подвергай исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно". Этот совет должно всем держать в памяти, и когда нам приходят на ум аналогичные мысли, полезно вспоминать эти слова Божий, сказанные св. Антонию. Наше нынешнее падшее состояние таково, что даже самые святые люди могут постичь Промысл Божий лишь отчасти. Ап. Павел говорит, что "теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно" (1 Кор. 13, 12). Полное познание Промысла Божия станет возможным только в жизни будущего века. Ап. Павел говорит: "Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится... Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13, 10 и 12).
Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов, и судьбы Божий приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, только под промыслительным надзором Божиим.
цитата:
Сверхъестественный Промысл есть промышление и управление миром посредством чудес. Чудеса — это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемые Богом для достижения важных религиозных целей. В Свщ. Писании для обозначения чудес используются два слова: "силы" и "знамения".
Христианское учение утверждает, что и весь мир в совокупности, и все мельчайшие частицы его имеют ценность перед Богом, и поэтому Промысел Божий распространяется на весь мир. В отличие от Аристотеля, христианство не считает, что мысль о том, что Бог промышляет о каждом человеке, есть самообольщение. Наоборот, самое достойное Божественного Промысла — это история человечества и каждого человека в отдельности.
Я для себя выделяю такие аспекты, но каждый выбирает сам.
"Бог неизъяснимым образом простирает на все Свою силу, иначе все, что произошло из не-сущего, не могло бы держаться и сохранить свое бытие, тотчас бы все вернулось к своему состоянию, к ничтожеству".
Держит мир в равновесии - я тоже так понимаю. Хорошая тема!
Но иногда запутаться можно- когда физические законы а когда Промысел.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет